Воскресенье, 19.05.2024, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Кобелковой Ольги Николаевны

Наше время
Часы
Погода
Ну и погода во Владимире - Поминутный прогноз погоды
Праздники дня
Облако тегов
Graffiti Decoratio
Block content Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
Наши гости
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Календарь праздник
Праздники России
Калькулятор
Аквариум
Сайт в каталоге
Каталог образовательных сайтов

Родительский лекторий

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль игры в учебном процессе

Роль игры в учебном процессе.

                                 Обучение- это ремесло,

                                 использующее бесчисленное

                                количество маленькихтрюков.

                                                                                                                               Д.Пойа.

      Четырёхлетнее обучение в начальных классах поставил ряд сложных задач, для решения которых требуется глубокое осмысление содержания новых учебных программ, знание психофизиологических особенностей шестилеток, овладение наиболее эффективными средствами и методами обучения и их интенсивное использование.

       Приступая к работе с шестилетками, учитель должен чётко представить себе, что является их отличительной чертой. Как показывают исследования советских психологов, шестилетки отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные, почему и как, ребёнок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали.

        В процессе обучения детей шестилетнего возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в процессе многократного повторения практических действий. Здесь важно сочетать использование демонстрационного наглядного материала с одновременной практической деятельностью уч-ся с индивидуальным дидактическим материалом.  От  действий с конкретными объёмными предметами учитель постепенно переходит к плоскостному дидактическому материалу (предметные картинки), а затем ещё более абстрактному (геометрические фигурки, счётные палочки, звуковые модели слов).

          У шестилетних детей преобладает произвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс. Ещё до начала обучения шестилеток важно изучить содержание и методический аппарат учебников, так как в них заложены основы методики обучения.

Так, например, содержание учебника математики наглядно показывает специфику преподавания учебного материала, определяет методические этапы в работе, указывает время и место перехода от одного вида наглядности к другому. Иногда приходиться слышать о том, что шестилетки устают, переутомляются. Но причина перегрузки, как оказывается, чаще всего кроются в плохой организации учебно-воспитательного процесса.

Эмоциональную перегрузку детей может вызвать чрезмерное использование игр и средств наглядности в учебном процессе. Нарушение режима дня шестилеток, заключающееся в сокращении пребывания детей на свежем воздухе, дневного сна, отрицательно сказывается на самочувствии учащихся. Важным средством предупреждения утомления шестилетних детей является использование физминуток. Одним из ведущих методов обучения первоклассников является дидактическая игра.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Это и «КВН», и «Что? Где? Когда?» и «Звёздный час» и др.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Они выполняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей в игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированны.

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое и рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность  учащихся. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, умозаключение, анализ и т. д. дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость.

В умело поставленной игре дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают детям повторить полученные знания в системе, в новых условиях, что способствует более глубокому усвоению пройденного.дидактическая игра формирует волю детей. Игре свойствен динамизм, поэтому в ней недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.

Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа. В предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи.  Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино). Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Наиболее существенными для учителя являются следующие вопросы:

а)  определение места дидактических игр и игровых ситуаций на уроке;

б) целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру материала;

в) разработка методики проведения дидактических игр с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

  Я работаю с детьми по программе четырёхлетней начальной школы. Дети пришли в школу из одного детского сада, где основной их деятельностью была игра. Главным трудом детей стало учение, на которое шестилетнему ребёнку очень трудно сразу переключится. Оно требует от детей значительно большей усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического приёма в учебном процессе. Я заметила. Что включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в учении.

Сначала учащихся интересует только форма игры, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, где тренируются в устном счёте, решают задачи, изучают геометрический материал и т. д.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

Готовясь к обучению шестилеток, я составила картотеку игр. На каждой карточке дала подробное описание игры, что сейчас очень облегчает мою работу.

Игры, элементы игры провожу на уроках русского языка, чтения, математики, на уроках окружающего мира, труда, рисования, физкультуры. В момент игры дети как бы переносятся в мир волшебства, сказочности. Они воспринимают игру так, как будто события действительно должны происходить именно сейчас. Такое ощущение они испытывают при встрече с героями сказок.

Первое сентября. Первый урок в жизни школьников. Они смотрят кадры из диафильма «Буратино - деревянный человечек». Вдруг стук в дверь. Появляется Буратино. У детей загораются глазки. Буратино дарит ключ к чтению. В новой встрече с Буратино никто не хочет показать себя не умеющим читать. Это подстёгивает детей, заставляет стараться.

Частыми гостями на уроке, кроме Буратино, бывают лисичка, Петрушка, зайчик, медвежонок и другие герои сказок. У детей появляется желание показать, что они знают все изученные буквы и слоги. Научились немного читать. Такие игры способствуют более быстрому продвижению вперёд. А вот игра « Угадай-ка». Используя фланелеграф, бываем в гостях у наших любимых героев сказок. Условие: чтобы встретиться с гостями. Надо обязательно знать отрывок, из какой-нибудь сказки. Эта игра развивает речь уч-ся, память. Игра « Я садовником родился». Цель этой игры - выяснить, названия каких цветов знают дети, и определить, в каких из них встречается звук / а/.                                                                               Игра «Рыба» направлена на развитие у детей внимания. Игра «Дикие и домашние животные» проводится при изучении темы «Деление слов на слоги». С большим интересом дети играют в игру «Кто больше составит слов»; «Следопыты»; «Кто что делает» и т.д.  

С первого класса стала искать интересные приёмы развития устной речи учащихся, так как после знакомства с детьми поняла, не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны были такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи «развивай свою речь»- и  одновременно бы служили этой цели.

Речевые игры провожу в начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке. Описание игр есть в журналах «Начальная школа». Это игры: «Шкатулка сказок», «Узнай меня», «Бывает - не бывает». «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Сочиняй-ка», «Загадалки», «Перевёртыши», «Собери поезд».

Используя на уроках различные игры и игровые моменты, я заметила, что детям особенно нравятся игры- путешествия. Они с нетерпением ждут таких уроков не только в 1 классе, но и в последующих. Особенно путешествия удаются на уроках пройденного материала. На уроках математики мои дети любят такие игры, как «Незадачливый математик», «Строители», «Точно по курсу», «Молчанка», «Лабиринт», «Составим букет», «Числовая мельница», «Летим в космос» и др.

Картотека игр помогает мне рационально использовать их в учебном процессе. Несколько раз проводила сюжетные игры на протяжении всего учебного дня.

В апреле, в канун Дня космонавтики, ребята совершили «Полёт в космос». Подготовка к старту стала зарядка на уроке физкультуры.

«Взлёт» состоялся на уроке чтения. Записи в бортовых журналах делали на уроке русского языка.

Мягкая посадка на Землю должна была произойти в точно заданном районе. Для этого на уроке математике делали расчёты. Ошибаться на уроке опасно, иначе может произойти авария. Таким образом, объединённой одной сюжетной линией учебный день дал мне возможность поддерживать интерес к работе, формировать у детей внимание, развивать самостоятельность и детское воображение. На уроке математике дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме. Этот приём удачно разнообразит устный счёт, вносит в урок оживление, помогает развивать воображение и память у шестилетних учеников.

При решении более сложных задач выставляю карточки прозвучавшими в стихах числами. А знаки действий ставят дети сами, объясняя свой выбор. Задачи сначала записывала в карточку, а потом купила книгу «Праздник числа».

Я считаю, что игровым материалом для уроков могут стать весёлые задачи – шутки, загадки, скороговорки, ребусы и т.д. Они не только несут эмоциональный заряд, но и, забавляя, учат.

Мои дети очень любят игру – шутку «Буква озорница». Она помогает учащимся в определении звуковой структуры слова и развития логического мышления.

v Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную Горку.

v Русская красавица

Своей козою славится.

v На поляне весной

Вырос зуб молодой.

v У печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

В современной методике и практике обучения природоведению в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов, средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления тоже является игра.

Содержание дидактических игр разнообразно в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязь и взаимозависимость в природе, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены.

Игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе.

Активизация уч-ся достигается интересным игровым сюжетом, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. Примерами таких игр могут быть: «Путешествие по природным зонам», «Путешествие в зимнюю страну», «Путешествие по нашему организму», «Азбука зимнего леса», «Путешествие на родину комнатных растений» и др. Игры-путешествия обычно использую на обобщающих уроках. На уроках окружающего мира использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли эколога, директора предприятия, решающего экологические проблемы.

Игры - соревнования использую на уроке в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления. Использую викторины, кроссворды, ребусы, шарады.

Для проведения игр использую поговорки, пословицы, народные приметы о временах года, растениях, животных, труде людей.

Учащихся всегда привлекает устное народное творчество, они сами участвуют в подборе, сами сочиняют загадки о природе.

На уроках трудового обучения, как отмечается в программе, должен быть заложен фундамент общетрудовой подготовки. Это предполагает, прежде всего, воспитания у младших школьников трудолюбия, бережного, экономного отношения к собственности, формирование основ трудовой культуры.

   Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы школьников при выполнении конкретной технологической операции или трудового задания. Необходимо введение на уроках трудового обучения методов, требующих активного участия самих учащихся в осмысливании трудовых действий, создание таких условий, при которых учащиеся могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу обсуждения. При этом учитель успешно мог бы организовать внимание детей, заинтересовать их, не прибегая к формальным требованиям. В качестве таких методов использую игры и игровые моменты.

Игровые моменты позволяют мне переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность. Игровые моменты включаю в урок на различных этапах: во время беседы, постановки трудового задания, организации рабочего места, подведения итогов выполненного трудового задания.

Их организация требует создания игровой обстановки с иллюстрированием наглядных средств, макетов в виде героев сказок, мультфильмов и т.д. На уроках труда провожу игры «Волшебный футляр», «Поезд из Ромашкова», «Цветик – семицветик» и др.

Игры развивают интерес к процессу трудового обучения, создают возможность применения знаний на практике, что способствует воспитанию у учащихся нравственных качеств; активизируют младших школьников: у них появляется желание больше узнать об изучаемых материалах, о современной технике, качественно выполнить трудовое задание.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьёзной, предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость, и не нужно бояться, что она нанесёт ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Она способствует сплочению коллектива. Но злоупотреблять игрой нельзя. Всего должно быть в меру.

 Литература:

Журналы «Начальная школа»,

Т.М. Светлова «Игра дело серьёзное»,

С.Афанасьев «Триста творческих конкурсов»,

Хрестоматия игровых приёмов обучения «Я иду на урок»,

В.П. Канакина «Радость познания в слове»,

Н.В. Цветаева «Роль игры в экологическом воспитании»,

Ф.В. Гинзбург «Крупицы опыта»,

В.А. Синицин «Я начну, а ты продолжи»,

П.А. Киселёв «Как развивать память ребёнка»,

С.В. Кульневич  «Воспитательная работа в школе»,

В.Волина «Весёлая грамматика»,

Е.В. Гунина «Учимся думать»,

Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по                математике»,

Т.А. Кирилова «Занимательный материал для уроков                   природоведения», 

В.Волина «Праздник числа»,

Олимпиады и интеллектуальные игры «Я иду на урок в на-

чальную школу».

         

 

 

 

  

          

 

Категория: Мои статьи | Добавил: КобелковаОН (11.03.2012) | Автор: Кобелкова Ольга Николаевна E
Просмотров: 7834 | Теги: игра, тема, урок, самообразование | Рейтинг: 1.0/5
Календарь
Школьные годы
Сайт существует
Живой календарь
Гороскоп

Гороскоп на сегодня

Ежедневные гороскопы для всех знаков на сайте *1001 гороскоп*.
Фраза дня
Улыбнись!
Поиграй со мной
Сайт существует
Скоро праздник
Новости
Поиск
сайт проверен
SafeWeber.ru
Наша кнопка
Разгадай сканворд
Пазлы

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz